ПРИКЛЮЧЕНИЕ
огляделся, но ниче-
го не увидел. Понял,
что совершенно не
ориентируюсь в этой
ледяной и мутной
воде. Плавать тут —
все равно что пере-
двигаться по темной
незнакомой комна-
те, заваленной вещами, а из све-
та у тебя только лазерная указка.
“Туда”, —
указал рукой фотограф
Витя, он появился словно ниотку-
да. Я рванул за ним, отчаянно бо-
ясь упустить из виду.
..
Эта история началась пару ме-
сяцев назад. Витя позвонил мне
домой: “Не хочешь в августе по-
работать со мной ассистентом?
Будем снимать затонувший ко-
рабль на Балтике”. И я немед-
ленно согласился. Да и как отка-
заться? В современной, уже вдоль
и поперек исследованной Европе,
сложно сделать серьезное исто-
рическое открытие. Есть только
одно исключение, зато какое —
Балтийское море, крупнейшая
в мире археологическая площад-
ка, гигантское кладбище старин-
ных кораблей.
История судоходства здесь
длится почти две тысячи лет.
Здесь проходили важнейшие тор-
говые пути,разворачивались
смертельные сражения. Мор-
ские суда бились о скалы, поги-
бали под огнем неприятеля, да
просто попадали в неистовые
шторма —
и, разумеется, опуска-
лись на дно. Здесь, к примеру, ле-
жит вся история российского су-
достроения: скампавеи, прамы,
струги, шнявы.
.. Одно только Вы-
боргское сражение 23-24 июня
»•••••••*»•»*»*♦♦•••
Ж ?.?
£2
1790 года оставило на дне Балти-
ки семь линейных кораблей, три
фрегата и более 90 галер и греб-
но-парусных судов. Наследие
Второй мировой —
еще примерно
тысяча затонувших артефактов.
А всего под водами Балтики, по
оценкам археологов, скрывает-
ся примерно 200 000 (!) объектов,
причем многие из них пребыва-
ют в необыкновенно сохранном
состоянии. Например, в местной
не очень соленой воде не водят-
ся морские древоточцы. В Среди-
земном море они съедают любую
деревянную конструкцию бук-
вально за десятилетие, а на Бал-
тике недалеко от острова Гот-
ланд не так давно нашли облом-
ки драккара викингов —
пред-
положительно, затонувшего на
рубеже Х-ХІ
веков.
Капитан экспеди-
ционного катера
АндрейСиницин
Коробки из-под пушечных
запалов, поднятые с "Олега"
’»•••••••••••••І»••••«•••••••••4«*-*•<
ПОРВАЛИ
ПАРУС
Парусно-винтовой фрегат "Олег",
спущенный на воду 4 июля
1860 года на Кронштадтской вер-
фи, входил в состав Балтийско-
го флота. Один из последних
в мире деревянных парусно-па-
ровых боевых кораблей. Корпус
судна был сделан из лиственни-
цы, дуба и сосны, на борту раз-
мещалось 56 пушек. Команда -
545 человек. Двигатель работал
на 6 паровых котлах с угольным
отоплением. При движении под
парусами винт, отсоединенный
от гребного вала, втягивался
в колодец, устроенный в кормо-
вом подзоре. "Олег" хорошо со-
хранился. Корпус стоит на ров-
ном киле с небольшим креном
на правый борт на глубине
56 метров. Способен выдержать
подъем для последующей ре-
ставрации. Разрушения на ко-
рабле минимальны - упали все
три мачты, разрушены некото-
рые перегородки между поме-
щениями на жилой палубе.
104
MHEALTH.RU I АВГУСТ 2014
предыдущая страница 81 Mens Health Россия 2014 08 читать онлайн следующая страница 83 Mens Health Россия 2014 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст